Детские библиотеки – доступная среда 12.10.2020

Детские библиотеки – доступная среда

8-9 октября Губернская библиотека провела 4-ю ежегодную Межрегиональную научно-практическую конференцию «Детские библиотеки – доступная среда: новые практики и инновационные формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья». Конференция прошла онлайн, в ней приняли участие сотрудники библиотек и специалисты по работе с детьми из 21 региона России и ближнего зарубежья. Обсуждали, как лучше взаимодействовать в «особенными» детьми и их родителями, какие форматы мероприятий пользуются спросом, что могут прпедложить библиотеки, чтобы сделать социальную адаптацию таких детей еще более эффективной. На конференции выступили сотрудники библиотек из Московской области (г. Электросталь, г. Коломна), Белгорода, Иваново, Нижнего Тагила, Твери, авторы методик по арт-терапии, сотрудники благотворительных фондов, общественной организации молодых инвалидов и их родителей, представители «Всероссийской школьной летописи».

О важности социально-культурного партнерства библиотек, учреждений культуры и общественных организаций рассказала доктор культурологии, профессор Елена Ивановна Григорьева:

«Программы работы с детьми с ОВЗ часто не доходят до небольших организаций, особенно до тех, которые находятся на периферии. Ситуацию необходимо менять, создав доступную базу знаний, в которой собирались бы идеи, действующие практики, инновационные решения по работе с детьми с ОВЗ. Чтобы каждое заинтересованное учреждение могло ими пользоваться и адаптировать для своей аудитории».

Также она рассказала о том, как работают семейные клубы, в которых встречаются и общаются семьи со здоровыми и «особенными» детьми. Огромную поддержку работе таких клубов сегодня оказывают волонтеры и добровольческие объединения.

Круг тем, затронутых на конференции, также касался работы с детьми с расстройствами аутического спектра, слабослышащим и слабовидящим. Участники делились опытом и рассказывали о том, какие мероприятия помогают развить у таких детей творческие способности, повысить их социализацию и адаптацию в обществе, облегчить общение со сверстниками. Как организовать работу «социальной гостиной», проводить пешеходные тифлоэкскурсии или терапевтические занятия с собакой. Среди самых интересных и востребованных форматов работы с детьми с ОВЗ назвали рисование песком, занятия по изучению русского жестового языка, жестовое пение, сказкотерапию, написание коллективной книги, создание театрализованных постановок.

Отдельный блок конференции был посвящен дистанционным формам работы и онлайн-мероприятиям. Нина Ивановна Бронфен, директор ЦДБ «Буратино» в г. Электросталь, рассказала об опыте взаимодействия с «особенными» читателями по видеоконференцсвязи. Об онлайн мастер-классах по глобальному чтению и двигательным техникам рассказали авторы методик арт-терапии, сотрудники ведущих московских центров творческой реабилитации детей с ОВЗ Елена Владимировна Михайлина и Татьяна Александровна Данилевич.

Материалы конференции войдут в специальный сборник, которые призван стать и методическим руководством по современным практикам работы с детьми с ОВЗ для библиотек и учреждений культуры, и опорой для создания совместных проектов в области социально-культурного партнерства, в том числе в онлайн-формате. Огромная роль в развитии подобного взаимодействия отводится библиотекам.