СОБАКА С ЗЕРКАЛОМ ИЗ ФИЛИМОНОВА

13 Октября 2020

СОБАКА С ЗЕРКАЛОМ ИЗ ФИЛИМОНОВА

#Я_познаю_мир "Вечер - дню убыток, много сделать хотелось, а успеть не пришлось..." - примерно так сетует на быстротекучесть минут и часов хозяйка маленького кирпичного дома в три окна в деревне Филимоново мастерица Елена Ивановна Карпова. У нее в доме есть на что взглянуть и чему порадоваться. В руках мастерицы пестрый глиняный солдатик: фиолетовый мундир с красным воротником и красными погонами, а штаны желто-красные в полосочку. С кем довелось воевать ему, неизвестно, но под мышкой у солдата оказался петух. Дунешь в пышный хвост - засвистит. На подоконнике, в коробке, в фанерном ящике, под лавкой, в корзине, на печи и в сенях обосновался игрушечный расписной народ - всадники на коровах, задумчивые бараны, лиса с лисенком, "любота" - возлюбленные, собака с зеркалом. И никаких чудовищ, ничего агрессивного, злого и нет ни одной похожей на другую игрушку, объединяет их лишь материал - глина, из которой они вылеплены. Называются эти игрушки по месту происхождения - филимоновскими. Они почти всегда со свистом. И среди них много разного глиняного народца в военных мундирах. Может быть, потому, что деревню поставили еще при Петре I и в ней жили солдаты. Когда они не были заняты службой, то гончарили. Глины вокруг сколько хочешь, восемь сортов - от розовой до черной. Не только мужчины, но и женщины мяли в руках кусочки маслянистой глины. От этого свойства материала и особая, несколько вытянутая форма фигурок, их удлиненные шеи и головы. Создающие филимоновскую игрушку гончары в какой-то момент убедились, что глиняной фигурке можно придать определенную живость, выразив состояние души или черты характера. Этим она отличалась от изделий других игрушечных промыслов того времени. Мастера в Филимонове больше всего любили малиново-красный цвет. Прибегали к зеленым и фиолетовым полосам по желтому фону. Пользовались геометрическим орнаментом. Женские наряды на фигурках покрывались ромбами, розетками и полосами. При этом орнамент часто напоминает мотивы народной вышивки. Расписывали предметы гусиным или куриным пером, макая его в краску, разведенную на яйце. Потом несколько дней просушивали и отправляли в обжиг.
Сортировать: